Бархат – ткань с разрезным густым коротким ворсом (1 – 3 мм) на одной из сторон (см. рис. 1 – 3). При более длинном ворсе приблизительно от 3 до 8 мм ткань называют плюшем, а от 8 мм и выше – искусственным мехом. Изначально изготавливался исключительно из шелка, сегодня производится также из искусственных и других натуральных волокон, в зависимости от назначения и требуемых качеств.
Благодаря своему особому плетению (описание см. ниже), бархатная ткань может быть изготовлена как из одного, так и из разных типов нитей для ворса и тканевой основы, на которой он удерживается. Последний вариант применяется для удешевления ее стоимости без потери красоты (поскольку нити основы не видны с лицевой стороны), что особо актуально для изготовления дорогих бархатных штор из шелка, (см. пример ткани на рис. 4.), обладающих наиболее шикарным внешним видом. Узнать об их преимуществах и способах отличия от занавесов с другим составом можно в данной статье.
![]() |
![]() |
![]() |
Рис. 4. Шелковый бархат на хлопковой основе | Рис. 5. Бархат из хлопка | Рис. 6. Синтетический бархат из полиэстера |
Качественным считается бархат с густым ворсом, который не выпадает и не сечется. Современное развитие текстильной промышленности позволяет изготавливать достаточно большое количество его разновидностей: жатый (крешированный), тиснёный, муаровый, матовый, с печатью (может быть многоцветной, однотонной, нанесенной золотом, серебром, перламутром, в виде «кожи»), и это еще не все, так как с развитием новых технологий изобретаются новые виды обработки бархата (см. фото-примеры на рис. 7 - 12).
В настоящее время текстильная промышленность выпускает несколько разновидностей бархатных тканей, основными из которых являются:
В зависимости от ширины рубчика различают:
Справка: бархатную ткань на английском называют вельветом (velvet), а ткань с рубчиками corduroy (кóдэрой).
Примечательно, что появился вельвет в качестве ткани для штор (VI—VIII века), позже его также стали применять для изготовления одежды. В России данный материал появился в XIX веке в качестве мебельной ткани, благодаря своей мягкости, комфортности и прочности. Сегодня его используют повсеместно, для пошива одежды, оформления интерьеров и изготовления занавесов. При этом, последние нашли свое применение не только в интерьерах классических стилей, для которых он традиционно использовался, но и в современных (см. рис. 15).
На протяжении многих веков бархат украшал дворцовые интерьеры и помещения самых знатных людей прошлого, им декорировали троны, портреты царей и императоров, спальни, парадные гостиные. Поэтому не удивительно, что бархатные шторы сегодня ассоциируются с роскошью, богатством и величием, см. рис. 22 - 25.
Данный занавес это всегда беспроигрышный вариант при оформлении интерьеров в стиле барокко, рококо, классицизм, но этим его применение не ограничивается, при соответствующем цветовом и модельном оформлении, они с успехом себя зарекомендовали и в интерьерах, декорированных в современных стилях: хай-тек, техно, модерн, см. рис. 26 – 31.
Благодаря своей ворсистой поверхности бархат обладает низкой теплопроводностью, высокими звуко- и светопоглощающими свойствами. Все это делает его идеальным материалом при пошиве портерных занавесов для окон, выходящих на солнечную сторону и/или шумную дорожную трассу, а так же при оформлении помещений домашних кинотеатров, спален (см. рис. 32, 33), и окон в холодное время года.
В зависимости от цветового исполнения, шторы из бархата темно-красных бордовых оттенков придают помещению торжественности и театральности, поэтому это отличный выбор при оформлении окон церемониальных залов и ресторанов, см. рис. 34. Тогда как в кабинете данный занавес в приглушенных тонах будет способствовать созданию уютной спокойной атмосферы и поможет сосредоточиться на работе, см. рис. 35, 36.
Бархат это объемный материал визуально скрадывающий пространство, при этом эффект усиливается если шторы изготовленные из него сшиты на подкладе и/или имеют глубокие складки и декоративные элементы в виде ламбрекенов, оборок, перекидов. Поэтому более эффектно он выглядит в просторных помещениях. Гладят бархатные шторы по направлению ворса, не сильно усердствуя с нажатием.
Напомним: шторы из вельвета в ярко выраженную вертикальную полоску зрительно придают комнате высоты, а в горизонтальную ширины. Дополнительные рекомендации о влиянии цвета и узора занавесов на визуальное восприятие размеров помещения описаны в этой статье.
Чтобы усилить игру света на поверхности бархатных штор, рекомендуется располагать искусственные источники освещения так, чтобы свет от них падал навстречу укладки ворса. При этом также важно учитывать, что занавес будет меньше собирать пыль, если расположить ткань ворсом вниз.
Варианты дизайна бархатных штор:
![]() |
![]() |
![]() |
Рис. 37. Римская бархатная штора в комбинации с портьерами | Рис. 38. Занавес из бархата на люверсах | Рис. 39. Двойные бархатные шторы |
Бархатные шторы хорошо сочетаются с легкими полупрозрачными занавесами из органзы или вуали, а также с декоративными элементами в виде подхватов, окантовок, оборок, лент из атласа. Эффектно дополняет их и такой декор для штор как бахрома, стеклярус, шнуры, кисти, которые рекомендуется подбирать крупных размеров.
Современный способ изготовления бархатной ткани заключается в переплетении пяти систем нитей: трех основных и двух уточных. В частности две системы основных нитей переплетаются каждая отдельно со своей системой уточных нитей, образуя два самостоятельных полотна (называемых коренными или грунтовыми), одновременно с этим пятая система - третья основная (ворсовая) поочередно входит в структуру то одного, то другого полотна, переплетая их между собой определенным образом, см. рис. 40. По мере переплетения нитей на ткацком станке они надвигаются на движущийся поперек изготавливаемому полотну нож самореза, который проходит посередине между двумя грунтовыми полотнами и разрезает ворсовую нить (см. рис. 41), тем самым разделяя двухосновную ткань на два одинаковых независимых одноосновных полотна с ворсовой поверхностью на одной стороне (см. рис. 42). Нити, образующие основу полотна и удерживающие ворс, как правило, переплетаются полотняным либо саржевым способом. Чем выше плотность их укладки и толще ворсовые нити, тем надежней удерживается ворс на ткани.
Современные бархатные ткани изготавливаются на двухполотном саморезном ткацком станке, см. видео ниже. Более детально о работе ткацких станков написано в данном материале, на примере изготовления тканей для жаккардовых штор, и о типах переплетения нитей в этой статье, на примере изготовления атласа, для пошива занавесов.
Вельветовый бархат может изготавливаться таким же способом, как и классический бархат, но, как правило, его получают уточно-ворсовым переплетением, при котором он производится из трех систем нитей: двух грунтовых (уточной и основной) и одной уточной ворсовой, образующей удлиненные перекрытия которые затем в процессе отделки разрезаются и образуют ворс. Схема переплетений нитей показана на рис. 43.
Изготовление бархатных тканей с узорами производиться несколькими способами:
Бархат был изобретен в Китае в III в. до н. э. как вид шелковой ткани, поэтому его техника переплетения нитей хранилась в секрете долгие годы. Позднее его также стали изготавливать на Ближнем Востоке в VII—VIII веках, и затем в Европе, в середине XIII века. Первой европейской страной изготовителем считается Италия, где в 1247 году в Венеции была основана Гильдия ткачей бархата. Эта страна и сегодня славится производством элитных бархатных тканей. В России история изготовления данной ткани начинается в 1623 году в Москве. Здесь впервые был открыт Бархатный двор, где работали итальянские и немецкие мастера, что объясняет происхождение названия бархат в русском языке, так как считается, что слово бархат происходит от нововерхненемецкого, на котором ткань с начесом называют «Barchent».
До изобретения автоматизированных ткацких станков, бархат изготавливали на механизированных станках с ручным управлением прутковым способом из трех систем нитей: двух коренных (основной и уточной) и одной ворсовой (основной). Данная технология изготовления показана на видео ниже. Каждый раз при подъеме нитей ворсовой основы в зев закладывают пруток, который впоследствии, после закрепления ворсовых нитей коренным утком и их разрезания специальным лезвием, вытаскивают.
Шенилл – тяжелая ткань с разрезным ворсом с двух сторон (см. рис. 47), может сочетать в себе другие виды переплетения нитей, образуя жаккардовый шенилл (см. рис. 48, 49).
Флок (относится к нетканым текстильным материалам) представляет собой тканевое полотно с нанесенным на него мелким резным ворсом и закрепленным при помощи клея. Может имитировать бархат, шенилл, кожу, замшу, при этом является значительно более дешевым по сравнению с оригиналами. Недостатки: меньший срок службы связанный с выпадением ворса в процессе эксплуатации. Принцип изготовления изображен на рис. 50: тканевая основа движется по станку, одновременно на нее тонким слоем подается клей и затем частички ворса, при этом над полотном создают постоянное электростатическое поле, благодаря чему ворсинки сверху клеевой основы выстраиваются строго вертикально и близко друг к другу.