Мы знаем
о дизайне всё!
Мы знаем
о дизайне всё!
Меню
Интересные факты

Интересные факты

Шторы для комнаты

Выбирая шторы важно учитывать, что это не только функциональный декор, который будет украшать комнату, но и универсальный инструмент по визуальному изменению пространства, способный как увеличить, так и уменьшить его кажущиеся размеры. Такие оптические иллюзии получаются из-за несовершенства зрительной системы, в результате чего происходят ошибки в оценке параметров (таких как цвет, размер, удаленность) окружающих объектов и пространства помещения.

Рассмотрим, какие оптические иллюзии применимы к шторам для комнаты, а также их влияние на восприятие размеров и пропорций помещения.

  1. Поверхность в полоску кажется, более вытянутой по длине линий сравнительно с такой же поверхностью без них. Применительно к шторам это значит что занавес, имеющий вертикальные линии визуально кажется более длинным, а в горизонтальную – более широким по отношению к такому же занавесу без полос, разница особо заметна если сравнивать полотна штор в вертикальную с горизонтальной линиями (см. рис. 1, 2).
Шторы для комнаты с вертикальными Шторы для комнаты горизонтальными полосами
Рис. 1, 2. (Слева на право) Шторы для комнаты с вертикальными и горизонтальными полосами

Как следствие, в первом случае потолок зрительно воспринимается на более высоком уровне, а во втором – стены, прилегающие к занавесу, кажутся более удаленными друг от друга. Линиями на шторах для комнаты, образующими такие иллюзии могут быть:

  • узоры на ткани;
  • складки;
  • вставки/окантовки другой ткани, имеющей отличимый цвет;
  • декор, имитирующий полосы, например декоративные шнуры, оборки и т.д.
  1. Фигуры находящиеся вблизи друг друга зрительно влияют на пропорции друг друга. Размер пространства комнаты визуально определяется по размеру стены, на пропорции которой неосознанно влияют близлежащие объекты, в данном случае это фигуры образуемые контурами занавеса, пространством между занавесами, занавесом и боковой стеной, видимой частью светового проема окна и т.д. Так два узких полотна оконного декора делают комнату более высокой, а один широкий – более просторной по ширине (см. рис. 3, 4). Доминантными из всех фигур (оказывающими большее влияние на восприятии размеров комнаты) будут более яркие по цвету, обладающие большими размерами и ярко выраженным контуром.
Шторы для комнаты состоящие из двух вертикальных полотен Шторы для комнаты состоящие из одного широкого полотна
Рис. 3, 4. (Слева на право) Шторы для комнаты состоящие из двух вертикальных полотен и из одного широкого, первое помещение кажется более высокой по сравнению со вторым

  1. Линия зрительно кажется более длинной по сравнению с такой же линией по размерам, но разбитой на части другими линиями или цветом. Таким образом для того чтобы сделать помещение визуально выше следует шторы и закрывающую ими стену разбивать на части по горизонтали. Например, подбирая шторы для комнаты, состоящие из нескольких вертикальных полотен различных по цвету (см. рис. 5) или одного цвета, но подвешивать их на некотором расстоянии друг от друга. Также это означает, что вытягивающее по высоте свойство занавеса нейтрализуется, если его пересечь другой шторой, ламбрекеном или подобрать подхватом.

Для того чтобы комната казалась визуально шире занавес рекомендуется подвешивать не у самого потолка, а как можно ниже и/или разбивать его по вертикали на горизонтальные части. Т.е. следует подбирать шторы для комнаты:

  • имеющие более короткую длину, чем высота стены (оптимальный вариант до подоконника или пять восьмых высоты стены/окна, в зависимости от того где установлен карниз у потолка или верхнего откоса окна, см. рис. 6);
  • с разбиением цвета по вертикали (например, одна узкая горизонтальная полоска вверху занавеса и одна широкая внизу, одного цвета, а центр другого или имеет рисунок, см. рис. 6);
  • с ламбрекеном. Больший эффект будет наблюдаться, если сделать его на всю ширину стены (см. рис. 7).

Хорошего визуального увеличения ширины помещения можно достичь, если использовать в качестве шторы для комнаты ламбрекен в виде единственного декора окна.

Шторы для комнаты, придающие визуальной высоты помещению Шторы для комнаты, придающие визуальной ширины Шторы для комнаты, визуально увеличивающие пространство
Рис. 5, 6, 7. (Слева на право) шторы для комнаты, придающие визуальной высоты, ширины и пространства. (Во всех примерах комнат ее высота равна ширине)

Исходя из этой же оптической иллюзии, комната с несколькими окнами будет визуально казаться выше, если каждый световой проем декорирован в отдельности, и соответственно шире, если одним общим занавесом.

Шторы для комнаты, декорирующие каждое окно отдельно - зрительно поднимают потолок Шторы для комнаты, украшающие окна совместно - расширяют помещение
Рис. 8, 9. (Слева на право) Шторы для комнаты, декорирующие каждое окно отдельно - зрительно поднимают потолок, и украшающие окна совместно - расширяют помещение.

  1. Поверхность с мелким узором визуально кажется больше и дальше расположенной, по отношению к такой же поверхности, но с крупным рисунком. Следовательно, помещение будет казаться просторней, если подобрать шторы для комнаты с мелким узором и наоборот, меньше, если подобрать занавес с крупным рисунком. Последний вариант рекомендуется для больших просторных комнат с кажущимся пустым оформлением интерьера, такой прием поможет зрительно уменьшить комнату и сделать ее обстановку более заполненной.
Комната оформленная шторой (с мелким узором) визуально кажется дальше Комната оформленная занавесом с крупным рисунком, делающим визуально помещение меньшим
Рис. 10, 11. (Слева на право) Комната оформленная шторой (с мелким узором) визуально кажется дальше, и занавесом с крупным рисунком, делающим помещение меньше.

  1. Поверхности, окрашенные в холодные, светлые, бледные тона кажутся дальше по сравнению с теплыми, темными, яркими (см. рис. 12). Подбирая цвет штор для комнаты, очень важно учитывает не только его свойство воздействия на восприятие пространства помещения, но и его сочетаемость с оформлением интерьера и психологическое свойство воздействия на человека, о чем более подробно рассказано в этом материале.
 Красный занавес визуально кажется ближе по сравнению с голубым

Рис. 12. Красный занавес визуально кажется ближе по сравнению с голубым.

  1. Цвета в присутствии других тонов (более светлых либо темных) человеческим глазом могут восприниматься как разные. Наиболее яркий пример этой зрительной иллюзии отображает рисунок шахматной доски Эдварда Адельсона (см. рис. 13), на котором клетки А и В кажутся разного цвета, хотя на самом деле одного, это можно легко проверить в любом графическом редакторе.
Иллюзия Эдварда Адельсона, клетки А и В одного цвета

Рис. 13. Иллюзия Эдварда Адельсона, клетки А и В одного цвета.

При помощи данной зрительной иллюзии нельзя повлиять на размер помещение, но ее необходимо учитывать при подборе цвета штор для комнаты. Также с помощью нее можно повлиять на восприятие общей цветовой гаммы занавеса, придав ему более яркого, насыщенного или нежного, бледного оттенка сделав соответственно темную или светлую декоративную окантовку или вставку другой ткани.

Следует отметить, что чем большие размеры имеет занавес, тем больше его узор ткани, форма контура и линии складок имеют влияние на зрительное восприятие пропорций и размера комнаты, в тоже время, чем меньше и компактнее занавес, тем больше будет казаться комната. Все хорошо в меру, т.к. сделав шторы для комнаты слишком маленькими, они могут показаться скудным и бедным, а сделав слишком большими – громоздкими и отягощающими. Для нахождения оптимального варианта рекомендуется сделать эскиз занавеса в интерьере с соблюдением пропорций.

Также немаловажную роль на зрительное восприятие размеров помещения особенно его высоты играет место установки занавеса. Максимальный эффект подъема потолка образуется при монтаже штор на потолочный карниз когда вертикальные линии складок струятся от самого потолка и нигде не прерываются. Если же используется круглый карниз штанга, его также рекомендуется устанавливать поближе к потолку, но оставлять около 2 – 3 см промежутка, иначе будет создаваться давящее впечатление низкого потолка. Если же комната слишком высокая и ее необходимо сделать ниже, занавес соответственно устанавливается на меньшей высоте, но в таком случае рекомендуется чтобы была линия привязки, например это может быть высота дверей, уровень верхнего откоса окна, перекрытие между этажами (для многоэтажных комнат) или импост. Если же перечисленные варианты не подходят, можно установить картины или другой декор, верхний край которых будет совпадать с карнизом. Подробно о существующих типах карнизов и способах их крепежа смотрите здесь.

Подходящие модели штор для комнаты, имеющей небольшие размеры, т. е. если необходимо сделать помещение больше:

  1. Рулонные или плиссе шторы, установленные на раму окна.
  2. Рулонные, плиссе или римские, установленные на верхний откос окна и не превышающие по размеру световой проем.
  3. Шторы на кольцах/крючках, люверсах, петлях, магнитах, завязках и т.д., состоящие из портьер и/или гардины, имеющих небольшой коэффициентом сборки (не более 1,5), и шириной карниза не намного превышающей размер окна.
  4. Декоративные шторы кисея без сборки.
  5. Австрийский занавес с небольшим коэффициентом сборки фестончатых складок и установленный в проем окна на верхний откос.
  6. Итальянские или императорские шторы, изготовленные по ширине оконного проема.
  7. Небольшой ламбрекен без занавеса.

Подходящие модели штор для комнаты, имеющие слишком большие размеры и от того кажущийся пустым интерьер, т. е. если необходимо сделать помещение меньше:

  1. Японские шторы яркой расцветки и крупным рисунком.
  2. Пышный классический занавес с ламбрекеном, несколькими слоями и сложной драпировкой.
  3. Французский, австрийский или английский занавесы в комбинации с портьерами или шторой «рукав епископа».

Изменить размеры/пропорции окна можно при помощи:

  1. 1. Ламбрекена из непрозрачной ткани. Окно визуально станет ниже, если установить данный декор на уровне верхнего откоса, таким образом, часть светового проема закроется, что и приведет к такому результату. И наоборот окно будет казаться более высоким, если ламбрекен установить выше верхнего откоса, при этом его небольшая часть обязательно должна перекрывать световую часть проема (самый минимум, чтобы только не было видно стены) это создаст впечатление, что окно поднимается гораздо выше, чем на самом деле. Производимый эффект будет тем больше чем больше длина ламбрекена.
  2. 2. Портьер. По аналогии с ламбрекеном окно визуально будет восприниматься уже, если подвесить непрозрачные шторы внутри светового проема окна и шире, если по бокам за пределами окна с небольшим нахлестом на световой проем. На величину производимого эффекта будет также влиять ширина портер.
  3. 3. Подхватов (при условии, для двух полотен – их центральные верхние углы будут соединены/близко расположены (см. рис. 14, 15), и для одного полотна – его верхний край растянут на всю ширину карниза (см. рис. 16, 17)). Окно и комната будет казаться более высоким, а световой проем более широким, если декорирующие его полотна ткани подхватить выше середины их высоты (см. рис. 14, 16) и наоборот более низким, а световой проем более узким, если подобрать ниже середины (см. рис. 15, 17).
Различное расположение подхватов визуально меняющих пропорции окна - рис.1 Различное расположение подхватов визуально меняющих пропорции окна - рис.2 Различное расположение подхватов визуально меняющих пропорции окна - рис.3 Различное расположение подхватов визуально меняющих пропорции окна - рис.4
Рис. 14 – 17. Различное расположение подхватов визуально меняющих пропорции окна

Если нет уверенности на какой высоте подвесить, в какой пропорции скомбинировать, какой длины сделать и т.д., так что бы это выглядело красиво, воспользуйтесь правилом золотого сечения. Упрощенно говоря это деление целого на две части, которые будут соотноситься друг к другу как 3 к 5 (то есть меньшая часть равна 3/8, а большая 5/8 от общей величины). Еще древними учеными и художниками (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Сандро Боттичелли и др.) было замечено, что именно такое соотношение частей способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии. И не удивительно именно такая пропорция мистическим образом присутствует во всем живом. Неживая природа не знает, что такое «золотое сечение». Но в природе такую пропорцию можно встретить практически повсеместно, и в изгибах морских раковин, и в форме цветов, и в облике жуков, и в строение тела человека и во многом другом.