Мы знаем
о дизайне всё!
Мы знаем
о дизайне всё!
Меню
Интересные факты

Интересные факты

Жаккардовые шторы

Шторы из жаккардовой ткани, и ее вид вблизи. Состав: полиэстер 100% - рис.1 Шторы из жаккардовой ткани, и ее вид вблизи. Состав: полиэстер 100% - рис.2 Шторы из жаккардовой ткани, и ее вид вблизи. Состав: полиэстер 100% - рис.3
Рис. 1 – 3. Шторы из жаккардовой ткани, и ее вид вблизи. Состав: полиэстер 100%

Жаккардовая ткань или просто жаккард – это ткань с крупным рельефным/текстурным узором, образованным за счет сочетания различных переплетений нитей (см. рис. 3). Свое название она получила по фамилии изобретателя (Жозеф Мари Жаккар (Joseph-Marie Jacquard)), который еще в 1801 году разработал приспособление к ткацкому станку, позволяющее изготавливать крупноузорчатые ткани в промышленных масштабах, раппорт (повторяющийся участок узора) которых, состоит из большого числа нитей. С тех пор устройство претерпело значительные усовершенствования и изменения, сохранив за собой лишь принцип переплетения нитей, который, как и сам материал, сотканный из них, по-прежнему называют жаккардовым. Благодаря тому, что современные ткацкие машины компьютеризированы, они позволяют производить ткани с узором любой сложности, вплоть до отображения портретов и пейзажей, раппорт которых ограничивается лишь размерами самой ткани и экономической целесообразностью.

Жаккардовые шторы - рис.1 Жаккардовые шторы - рис.2 Жаккардовые шторы - рис.3
Рис. 4 – 6. Жаккардовые шторы

По составу, данный вид ткани может быть любым, состоять как из натуральных волокон (хлопка, льна, шерсти и шелка), искусственных (вискозы), синтетических (полиэстер), так и их комбинаций. В последнем случае, для изготовления смесовой ткани, используются различные типы нитей и/или нити с уже готовым предварительно смешанным (переплетенным) составом. Смешение волокон различного происхождения, особенно натуральных с искусственными, позволяет получать ткани с высокими эксплуатационными характеристиками и красивым внешним видом, при сравнительно небольшой стоимости получаемого материала, что делает его популярным при изготовлении различных видов штор (см. рис. 7). Наиболее дешевыми являются жаккардовые ткани из синтетических нитей, в виду их низкой себестоимости производства. При этом важно понимать, что они бывают различного качества и технологии изготовления, и порой могут конкурировать по красоте (см. рис. 1 – 3, и 8) с натуральными материалами, ведь для штор не столь суть важно, что их ткань меньше пропускает воздуха и впитывает больше/меньше влаги. Недостаток синтетики для изготовления занавесов состоит в том, что она электризуется, и как следствие, притягивает пыль, которая будет осыпаться каждый раз при передвижении оконного декора. Для изготовления жаккардового полотна могут использоваться нити не только различные по составу, но и по толщине, а также по величине крутки, за счет чего достигается дополнительное разнообразие и не повторность ткани (см. рис. 9).

Жаккардовая ткань, состав: хлопок с полиэстером Шторы из  полиэстера Материал с жаккардовым переплетением нитей из люрекса и шерсти
Рис. 7. Жаккардовая ткань, состав: хлопок с полиэстером Рис. 8. Шторы из полиэстера Рис. 9. Материал с жаккардовым переплетением нитей из люрекса и шерсти

Свойства жаккардовых тканей напрямую зависят от их состава, в тоже время, благодаря плотному и неоднородному переплетению нитей в разных участках полотна, они обладают одним общим качеством - высокой прочностью и как следствие долговечностью, за что особо ценятся при изготовлении текстильного убранства для окон. Высокая прочность жаккарда позволяет использовать его также при пошиве чехлов для мебели и предметов интерьера, благодаря чему оформляемому интерьеру можно придать единства стиля (см. рис. 10, 11).

Примеры сочетания штор и элементов интерьера - рис.1 Примеры сочетания штор и элементов интерьера - рис.2
Рис. 10, 11 Примеры сочетания штор и элементов интерьера

По внешнему виду описываемый материал бывает:

  • однотонным, с рельефным рисунком (см. рис. 12, 13), как правило, его отдельные элементы обладают блеском, за счет атласного переплетения нитей в этих местах (см. рис. 14);
Однотонный жаккард, рисунок образуется только за счет рельефа/текстуры - рис.1 Однотонный жаккард, рисунок образуется только за счет рельефа/текстуры - рис.2 Однотонный жаккард, рисунок образуется только за счет рельефа/текстуры - рис.3
Рис. 12 – 14. Однотонный жаккард, рисунок образуется только за счет рельефа/текстуры

  • многоцветным, с рельефным рисунком. В данном случае возможны три вариант изготовления, при которых цветной узор получается:
    1. За счет использования разных по цвету нитей (см. рис. 15 - 16), которые в местах, в соответствии с заданным рисунком, выводятся на лицевую сторону полотна, а в ненужных - на изнаночную. Материал может иметь практически неограниченное количество цветов (столько же, сколько и нитей). Как правило, такая ткань имеет на изнаночной стороне тот же рисунок, но с инвертированной передачей цвета (см. рис. 17). Но это необязательно, смотрите описание ниже двухслойных и двухлицевых переплетений нитей, благодаря которым изнаночная сторона ткани может иметь совершено другой цвет/цвета и фактуры.
Крупноузорчатая ткань из нитей разных цветов - рис.1 Крупноузорчатая ткань из нитей разных цветов - рис.2 Крупноузорчатая ткань из нитей разных цветов - рис.3
Рис. 15 – 17. Крупноузорчатая ткань из нитей разных цветов

    1. Путем нанесения краски на готовую поверхность полотна (см. рис. 18 - 20). Сегодня в основном используются два способа: ротационный (позволяет производить окраску в промышленных масштабах, ограничен по количеству возможных цветов, до 16 оттенков) и цифровой при помощи специального струйного плоттера. Особенности получаемого материала после окраски:
      • а) как правило, с изнаночной стороны его покраска не производится и поэтому цветной узор на нем имеет значительно более бледные цвета или отсутствует вовсе,
      • б) возможны плавные переходы от одного цвета к другому;
      • в) обладает менее устойчивой окраской по сравнению с первым вариантом (связано с технологией нанесения краски).

Более подробно о данных технологиях нанесения краски, можно прочитать в статье «Современные шторы». Дополнительный способ создания цветного рисунка возможен для тканей, состоящих из нитей различного состава и обладающих различной восприимчивостью к краскам (например, хлопок и полиэстер), или же если некоторые нити пропитать в специальном растворе, делающем их невосприимчивыми к покраске.

Однотонный жаккард с печатным рисунком - рис.1 Однотонный жаккард с печатным рисунком - рис.2 Однотонный жаккард с печатным рисунком - рис.3
Рис. 18 – 20 Однотонный жаккард с печатным рисунком

    1. Комбинацией двух предыдущих вариантов (см. рис. 21 - 23).
Жаккардовые шторы из нитей разных цветов с печатным рисунком - рис.1 Жаккардовые шторы из нитей разных цветов с печатным рисунком - рис.2 Жаккардовые шторы из нитей разных цветов с печатным рисунком - рис.3
Рис. 21 - 23. Жаккардовые шторы из нитей разных цветов с печатным рисунком

Сочетание рельефного рисунка с цветной покраской делает жаккардовые ткани индивидуальными и изысканными, а сам узор объемным и выразительным. Благодаря чему текстильная драпировка окна из данной ткани непременно сделает помещение эксклюзивным и насыщенным даже с простой обстановкой. Стиль оформления жаккардовых штор может быть любым (классическим, минималистским, футуристическим и др.), что зависит, прежде всего, от характера рисунка и используемой цветовой гаммы. Рекомендации по подбору занавесов в соответствии с декорируемым интерьером можно прочесть в этом материале и здесь. При этом также важно учитывать способности штор влиять на зрительное восприятие размеров помещения (детальнее см. в этом материале).

Варианты дизайна жаккардовых штор:

  • раздвижные портьеры, которые могут быть подвешены при помощи колец с крючками, декоративных зажимов, люверсов (см. рис. 24), петель, магнитов и других крепежных элементов;
  • рулонные шторы (см. рис. 25);
  • римские шторы (см. рис. 26);
  • итальянские шторы;
  • японские шторы;
  • шторы рукав епископа.
Жаккардовые шторы на люверсах Рулонный занавес с текстурным узором Римские шторы из жаккардовой ткани
Рис. 24. Жаккардовые шторы на люверсах Рис. 25. Рулонный занавес с текстурным узором Рис. 26. Римские шторы из жаккардовой ткани

Жаккардовые переплетения бывают одно- (с одинаковыми лицом и изнанкой) и двухлицевые (с разной лицевой и изнаночной стороной ткани, см. рис. 27, по цвету, характеру переплетений и/или составу пряжи, например с лицевой стороны шелковые нити, а с изнаночной, предохраняющие их от выгорания и деформации, из полиэстера).

Двухлицевая ткань Двухсторонний материал с одинаковым узором и с инвертированной передачей цвета
Рис. 27. Двухлицевая ткань Рис. 28. Двухсторонний материал с одинаковым узором и с инвертированной передачей цвета

Описываемые ткани различают простого/обыкновенного (однослойного) и сложного (многослойного) плетения. Первые изготавливаются из одной системы основных и одной системы уточных нитей, а вторые из двух и более систем основных или/и уточных нитей. Последние по сравнению с первыми позволяют создавать еще более четкие рельефные рисунки, обладают большей плотностью, прочностью и износоустойчивостью. Среди них в частности выделяют: полутораслойные и двухслойные. Полутораслойные переплетения состоят из трех систем нитей двух уточных и одной основной, либо наоборот. Двухслойные – состоят из 4 или 5 систем нитей (см. рис. 29): двух уточных и двух/трех основных нитей, или наоборот. Напомним: основными называют нити расположенные вдоль кромки, а уточными - поперек.

Схемы двухслойного переплетения нитей
Рис. 29. Схемы двухслойного переплетения нитей

Для того чтобы понять принцип жаккардового переплетения нитей на ткацких станках, рассмотрим изготовление ткани с простым полотняным переплетением, которое отличается тем, что нити основы и уток поочередно переплетается друг с другом по вертикали и горизонтали полотна (см. рис. 30).

Принцип работы ткацкого станка (см. схему рис. 31) для производства такой ткани состоит в том, что нити основы, раскручиваясь со шпульки (навой), проходят через глазки ремизок, которые поочередно поделены на две группы и закреплены в них между собой (при помощи ремизки), благодаря чему их (нити основы) без труда можно раздвинуть в необходимом порядке и проложить между ними уточную нить, после чего нижние нити основы меняются с верхними (производится перекрытие основных нитей), при помощи передвижения ремизок, затем нить уток прокладывается опять. Для равномерного расположения уточной нити в ткани, после каждой ее протяжки между нитями основы, она поправляется и подтягивается к готовой части полотна при помощи бердо. Посмотреть наглядный пример работы ткацкого мини-станка можно на видео приведенном ниже.

Полотняное переплетение нитей и его разрез Схема полотняного способа переплетения нитей при помощи ткацкого станка
Рис. 30. Полотняное переплетение нитей и его разрез Рис. 31. Схема полотняного способа переплетения нитей при помощи ткацкого станка


Отличие крупноузорчатого (жаккардового) переплетения нитей заключается в необходимости неравномерной и разной последовательности раздвижения основных нитей (в соответствии с узором) для большого количества рядов (прокладки уточной нити). Для раппорта размером в 50 см и толщиной нити 0,5 мм (это довольно толстая нить) необходимо 1 000 разных рядов положения основных нитей, что дополнительно с большим их количеством (для широкого полотна ткани) делает задачу управления нитями неосуществимой с помощью описанного принципа управления. Изначально задача была решена Жаккаром с помощью изобретенного им специального приспособления к ткацкому станку управляющего нитями основы с помощью перфокарт (см. рис. 32 - 34), это также позволяло производить смену узора (при помощи замены перфокарт) без необходимости внесения изменений в механику станка. Сегодня проблема легко решается при помощи компьютерного управления и высокоточной автоматики.

Рис. 32. Устройство Жаккара:
1 - крючки; 2 - горизонтальная игла; 3 – лицы; 4 - глазки; 5 - грузики;
6 - возвратно-поступательная коробка; 7 - призма; 8 - перфорированные карты; 9 - верхняя решетка.

Ручной ткацкий станок с жаккардовой машиной Перфокарты Жаккара (1804 г.)
Рис. 33. Ручной ткацкий станок с жаккардовой машиной Рис. 34. Перфокарты Жаккара (1804 г.)

Интересной модернизации претерпела технология протяжки уточной нити. Изначально она прокладывалась в зев, при помощи челнока с пряжей, который совершал возвратно поступательные движения, один из примеров показан на видео, приведенном выше. Переменная скорость челнок, его большая масса, так как на нем располагаются шпулька с нитками, и периодическая необходимость в замене шпульки были основными причинами низкой производительности ткацкого станка.

Сегодня уточная нить прокладывается бесчелночным способом, при котором большая бобина с нитью стационарно располагается сбоку от станка, а ее нить после каждого продвижения прокладчика утка обрезается. Скорость прокладывания приблизительно 35 м/сек. На данный момент существует два основных метода протяжки уточных нитей конкурирующих между собой:

  • пневматический/гидравлический – протяжка уточной нити осуществляется струей сжатого воздуха или капельной струей воды. Выбор из двух вариантов зависит от состава нити.
Пневматический ткацкий станок Прокладка уточной нити
Рис. 35. Пневматический ткацкий станок Рис. 36. Прокладка уточной нити

  • рапирный – нить протягивается с помощью двух стержней с захватами (рапирами), расположенными с обеих сторон станка и совершающих возвратно-поступательное движение. В центре полотна по ширине уточная нить передается от одной рапиры к другой, см. рис. 38. Более удобен для изготовления тканей, в которых требуется несколько разных по цвету/составу уточных нитей.
Рапирный ткацкий станок Прокладка уточной нити с помощью рапир
Рис. 37. Рапирный ткацкий станок Рис. 38. Прокладка уточной нити с помощью рапир

Видео: современные ткацкие машины